Клиника равных возможностей — интервью с Максимом Капыловым и Анной Чубриной

В 2022 году исполняется десять лет ежегодному рейтингу взрослых частных стоматологических клиник России, который представляют экспертный журнал Startsmile и «Ъ». В связи с рабочим юбилеем авторы рейтинга проведут серию экспертных интервью с известными стоматологами. Сегодня мы беседуем с Максимом Копыловым и Анной Чубриной, создателями и совладельцами клиники Maxtreat (Пародонтологический центр Максима Копылова).

-- Startsmile (S): В прошлом году ваша клиника Maxtreat стала одной из лучших клиник страны в рейтинге частных стоматологий России в номинации клиник до 3 лет. Опасный возраст для бизнеса. Большая часть бизнес-проектов не только в медицине, не только в стоматологии, не выживают в первые три года. Не только в России, везде. Именно в последние три года – 2020-2022 -- непрекращающийся кризис, вначале из-за ковида, с весны 2020 года, затем санкционный, с февраля 2022 года, из-за специальной военной операции. Форс-мажор. Не было ли импульсивного желания притормозить проект,  или прекратить?

- Максим Копылов (М.К): Действительно, первые 3 года это очень-очень сложный период, но мы выстояли. Хотя было непросто начинать в условиях кризиса, в какой-то момент возникло ощущение, что вдруг на полном ходу кто-то дернул стоп-кран. Мысли закрыть клинику не было. Во-первых, потому что долго готовили проект к запуску, многое предусмотрели, выстроили, и я точно знал, что мы выстоим. Во-вторых, благодаря собранной команде, медицинской и управленческой.

- (S): Чем вас научил, учит кризис?

-- М.К.: Именно кризис дал мне понимание, что мы сделали все правильно. И сработала высокая степень предварительной проработки проекта. Конечно, были издержки. С началом текущего кризиса, когда появилась неопределенность по поставкам лечебных материалов,  по цене и поставщикам, нам пришлось склад для хранения лечебных материалов увеличить, создали запасы до года бесперебойной работы. Разумеется, это сказалось на себестоимости, прибыльности. Пришлось заморозить средства.

-- (S): Что бы вы отметили в своей антикризисной команде?

-- М.К.: Мы оказались ментально готовы к испытаниям. Собрались близкие по духу, доктора, медицинские сотрудники, управленческий персонал, с высоким уровнем исполнительской дисциплиной и ответственности друг перед другом и пациентами.

В ковидный кризис мы реализовали наши технические и технологические наработки, зум-взаимодействие стало важнейшим рабочим инструментом. Обязательными сделали ежедневные онлайн-конференции по текущей ситуации, и по проблемным пациентам, причем, и с участием пациентов, порой из других городов, например, из Петропавловска-Камчатского. И это работает.

Мы убедились в том, что баланс между медициной и бизнесом, который мы определили для себя при запуске проекта, оказался оптимальным. Коммерцией, снабжением, техническим планированием, вопросами приобретения оборудования, закупками материалов, занимается команда генерального директора клиники, а я веду только медицинские вопросы. При этом, поскольку мы прежде всего медицинская организация, наш основной продукт, это медицинский продукт, поэтому для нас медицина в приоритете!

- Анна Чубрина (А.Ч.): Важно еще понимать, что наша клиника – это семейный бизнес. Это обстоятельно нам очень помогло и помогает. Есть, конечно, свои особенности, свои сложности, но как раз в момент кризиса семейный проект сработал. Мы друг друга очень поддерживали. Были моменты, когда казалось, все пропало, но была семья, мы говорили друг другу, мы справимся, и пойдем дальше.

- (S): Качества, характеристики именно семейного проекта, которые вы можете выделить?

- А.Ч.: Доверие и поддержка друг друга, делегирование полномочий, разделение ответственности.

-- М.К.: Очень важно, когда есть, на кого опереться, есть с кем разделить проблемы. Это иллюзия, полагать, что ты можешь справиться сам со всеми задачами в клинике. Я врач, и у меня нет компетенций управления бизнесом.

-- (S): Какие планы в развитии пришлось скорректировать из-за кризиса?

-- М.К.: Например, часть потолочных стационарных микроскопов мы заменили подкатными мобильными, это оказалось рациональнее, с финансовой и технологической точек зрения.

-- (S): На какие средства реализован проект клиники?

-- М.К.: На заемные. Выдерживаем график выплат.

- (S): Основные направления развития клиники?

- М.К.: Сейчас у нас устойчивая ситуация. Расширяться или открывать новые площадки мы не собираемся. Мы успешно реализуем план по загруженности клиники. Решаем задачи по отработке всех компонентов лечебного процесса. Например, начинающий молодой доктор вначале поработает у меня ассистентом, прежде чем мы ему доверим пациентов.

Работаем над совершенствованием медицинского сервиса и технологий, выравниваем и подтягиваем уровень докторов, обучаем средний медицинский, административный и обслуживающий персонал.

Закрываем внутренние задачи, которые со стороны не видны. Главное для нас сейчас, довести все направления до такого уровня, когда бы клиника работала как часы.

Учимся работать эффективно, рационально использовать материалы, правильно обращаться с инструментами, беречь оборудование, прививаем и осваиваем навыки работы в условиях экономики бережливости.

У нас больше 80% пациентов на комплексном лечении. Как правило, это многоступенчатое, длительное лечение, в котором участвуют специалисты разного профиля. Так вот, важно процесс лечения так выстроить, чтобы пациенту было максимально комфортно, на всех этапах лечения.  

Причем, сохраняя и преумножая качество лечения, мы стремимся оптимизировать сроки лечение.  На основе виртуальных шаблонов лечения внедряем виртуальное планирование по пациентам, что позволяет оптимизировать и ускорить процесс лечения, это удобнее для пациента, а снижение себестоимости благотворно сказывается на доходной составляющей клиники.

Особенность российской стоматологии в том, что 80% докторов -- это узкие специалисты, и только 20% -- общего профиля. Продолжаем наращивать специализацию наших докторов, что позволяет улучшить качество лечения.  Кстати, в европейской стоматологии  – наоборот, 80–90% стоматологов – доктора общего профиля. По моему мнению, узкая специализация в российской стоматологии привела к тому, что средний уровень российской стоматологии сейчас уже стал выше, чем в Европе.

- (S): Многие ваши коллеги отмечают, что когда знакомишься с доктором и клиникой, и нет никакой информации или специальных знаний, о клинике, докторе, специфике лечения, ориентироваться нужно исключительно на субъективную реакцию. Если появилась отрицательная реакция, не понравился доктор или клиника, вставай, уходи и не возвращайся. Иначе лечение будет мучительно, а деньги потрачены неэффективно. В этой связи вопрос: как сформировать своего пациента? Есть ли вообще такая потребность?

- М.К.: На самом деле есть.

- (S): За счет чего, и что это значит?

-- М.К.: Как врач я искренне хочу помочь всем, но я понимаю, что есть пациенты, которых не устроит наш подход к лечению, наша философия. Поэтому мы стараемся на этапе первой консультации и знакомства, максимально подробно рассказать пациенту о клинике, о методике лечения, о наших подходах, чтобы пациент определился.

Поэтому мы в принципе не берем пациента сразу на сложное комплексное плановое лечение.

Одно дело, когда надо поставить пломбу, сделать чистку, и на этом все. Совсем  другое, когда лечение будет комплексным и долгим, несколько месяцев, год, полтора, чтобы пациенту было комфортно ходить в нашу клинику на протяжении всего этого времени.

Важнейший наш принцип – обязательное соучастие в лечении со стороны пациента, который по факту разделяет вместе с нами ответственность за результат лечения. Потому что помимо желания и компетенции доктора вылечить, нужно желание пациента лечиться. И смотрим, если пациент готов меняться, готов вкладывать в здоровье не только деньги, а свое время, определенные усилия, тогда это наш пациент. Например, в начале любого долгосрочного лечения парадонтологический этап. Прежде пациент должен научиться чистить зубы. У нас в клинике ортодонт не ставит брекеты, пока пациент не научится чистить правильно зубы. Мы не делаем сложных операций, если пропущен парадонтологический этап.

И еще один важный аспект нашей философии. Для нас все пациенты равны, ни для кого не будем создавать особенных условий, менять под них расписание, кого-то отодвигая, закрывать клинику, чтобы принять одного пациента, этого не будет. У нас клиника равных возможностей и условий для всех пациентов.

- (S): Удается ли восстановить прерванные кризисом цепочки поставок материалов?

-- М.К.: Примерно на 90% по поставщикам и материалам, которыми мы пользовались, рынок  вернулся к докризисному состоянию.

- (S): То есть, невосполнимых потерь на рынке стоматологических материалов сейчас нет?

-- М.К.: Невосполнимых пока нет.  Ушедшим ищем замену.

-- (S): Что со стоимостью?

-- М.К.: Изначально на рынке была истерия, которая привела к тому, что цены на некоторые материалы увеличились в 2-5 раз! Некоторые цены не откатились назад до сих пор.

-- (S): Как отразился кризис на частной стоматологии в России? Ваша версия?

-- М.К.: Думаю, негативно. Во-первых, конечно, упала платежеспособность населения. В-вторых, большинство стоматологических российских клиник управляются врачами, которые, как правило, не обладают необходимыми управленческими и коммерческими и т.п. навыками. В таких клиниках нарастает кризисная ситуация с закупкой материалов и оборудования, начинается дефицит лечебных материалов. Как следствие, падает поток пациентов, нет загрузки, снижается прибыльность. Полагаю, что в ближайшее время мы увидим сокращение числа стоматологических клиник, прежде всего клиник низкого ценового сегмента. Клиники бизнес-сегмента, к которому мы себя относим, пострадают в меньшей степени.

-- (S): Как вы можете определить цели и задачи частной стоматологии в России?

-- М.К.: Мы должны развиваться в сторону развития профилактики и долгосрочного планирования их лечения пациентов. С таким расчетом, чтобы проводя лечение пациента, доктор осознавал и планировал стоматологическое состояние пациента и его возможное лечение, когда он придет к нему через 5-10 и больше лет, чтобы не пришлось исправлять сегодняшних ошибок. Мы так задумали и создавали свою клинику Maxtreat, полное название которой – «Пародонтологический центр Максима Копылова». То есть чтобы после лечения вести и наблюдать пациента в течение многих лет.

- (S): В России сейчас около десяти тысяч негосударственных стоматологических клиник, из около одной тысячи, имеют три и более кабинетов, предлагают комплексное лечение, из ни около пятисот, то есть примерно половина, участвуют в нашем рейтинге. Так вот в большинстве этих клиник, мы разговаривали с представителями клиник, видят свое развитие в этом же направлении. Но им не хватает знаний, компетенции, не достает финансовых и технических возможностей. Похоже, это вопрос времени.

-- М.К.: Конечно.

-- (S): Нашему ежегодному рейтингу частных стоматологический клиник в этом году десять лет. Перед рейтингом все участники рынка равны. И все работающие легально и открыто в публичном пространстве для пациентов, оцениваются по единым критериям. Ваша его оценка, как одного из его участников рынка и рейтинга.

-- М.К.: Рейтинг дает вектор развития и широкую информацию о состоянии рынка стоматологических услуг по стране. Огромная аналитическая системная работа, предшествующая появлению нового рейтинга, дает результат. Рейтинг востребован и стоматологами, как профессиональный ориентир, и пациентами, как гид для выбора клиники.

-- (S): Ваши планы на будущее. Личные ориентиры, как доктора, какие задачи ставите перед собой, перед клиникой в своем развитии, в развитии клиники?

-- М.К.: Профессиональная жизнь, это эскалатор, который движется вниз всегда и, чтобы даже стоять на одном месте, надо уже идти вверх, а если хочешь продвигаться вверх, то тебе надо постоянно бежать. Поэтому обязательно развиваться, посещать профессиональные мероприятия, периодику читать, общаться с коллегами, перенимать опыт.

-- (S): Вам нравится быть доктором?

-- М.К.: Конечно, очень, я не представляю себе другую профессию, с самого начала именно это было моей мечтой, стать доктором, хирургом, именно в стоматологии полностью это желание реализовал.

Беседовали Владислав Дорофеев, Юлия Клоуда

22 августа 2022

Информационные партнеры